Кадровая политика
В своем Послании народу «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Глава государства Нурсултан Назарбаев говорит: «...Нам необходимо максимально развивать систему подготовки технических кадров. Техническое и профессиональное образование должно стать одним из основных направлений инвестиционной политики». О подготовке высокопрофессиональных технических кадров говорится и в «Плане нации - 100 конкретных шагов». Как их готовить - мнений и суждений много. Полезным примером подготовки зрелых, конкурентоспособных технических кадров может послужить опыт руководства АО «АРЭК».
Рассказать о нем мы решили, проследив за судьбой главного инженера Аршалынских РЭС Андрея Волчкова.
С детства мечтавший о карьере военного, он никогда не думал, что свяжет свою жизнь с электроэнергетикой. В конце одиннадцатого класса, когда встал вопрос, куда пойти учиться, его выбор пал на Алма-Атинский военный юридический институт. Однако не зря говорят, что человек лишь предполагает. В тот год (1999-й) административный центр Акмолинской области был окончательно переведен в Кокшетау, и все областные организации и учреждения были заняты переездом. В связи с этим нужные для поступления справки из областного центра пришли с опозданием, когда прием документов в вуз уже был закончен. Чтобы не терять время, Андрей тут же подал документы в Казахский агротехнический университет в Астане, выбрав электротехнический факультет. Когда он заканчивал третий курс, в деканате предложили стать участником пилотного проекта по подготовке специалистов...
В 2001 году между АО «АРЭК» и Казахским агротехническим университетом им. С. Сейфуллина был заключен договор о профессиональном сотрудничестве. Компания брала шефство над группой студентов-третьекурсников электротехнического факультета в основном ребят из сельской местности, чтобы подготовить из них специалистов для своих подразделений. Программа подготовки была рассчитана на три года и состояла из трех этапов. При этом компания гарантировала выплату именных стипендий, оплачиваемые рабочие места на период прохождения студентами производственной практики, обучение практическим навыкам в своих производственных подразделениях и учебном центре, ну и самое главное - брала на себя ответственность за обеспечение их трудоустройства после завершения учебы. С каждым из отобранных студентов был заключен дополнительный индивидуальный договор, главным пунктом которого было условие после окончания университета отработать в подразделениях АО «АРЭК» не менее трех лет.
После окончания третьего курса на всех факультетах агротехнического университета начиналась производственная практика. Подшефные ребята проходили ее в районных подразделениях компании. Они обеспечивались жильем и питанием и плюс к этому получали зарплату электромонтера 1-2 разряда. При этом специалисты компании строго контролировали, чтобы студентов обучали практическим навыкам, а не задействовали в качестве подсобных рабочих и дешевой рабсилы. Если такие случаи все же выявлялись, руководство РЭС серьезно наказывалось.
На четвертом курсе начинался второй этап программы. Один день недели в течение первого семестра студенты-договорники проводили вне университетских аудиторий. Вместе со специалистами они выезжали на различные объекты, получали навыки управления электрооборудованием или работали в офисе стажерами при различных службах, желающие могли прослушать лекции в учебном центре. Обязательным условием летней практики на этом этапе было получение допуска по электробезопасности. Наличие допуска давало возможность в будущем работать простым электромонтером, если не было вакансии инженера.
После каждой производственной практики руководители районных сетей составляли подробные отчеты о работе студентов, которые затем рассматривались комиссией АО «АРЭК» во главе с главным инженером. В состав комиссии входили заместитель главного инженера по эксплуатации и начальники некоторых служб. По результатам прохождения практики и сдачи экзаменационных сессий комиссия устанавливала размеры именных стипендий, выплачиваемых студентам.
На пятом курсе сотрудничество студентов и электроэнергетической компании завершалось. Итогом совместной трехлетней работы была подготовка и защита дипломов. Темы дипломных работ для своих подшефных специалисты компании разрабатывали сами. Они же предоставляли необходимую литературу и помогали в подготовке и написании самих дипломных.
Андрей Волчков заключил договор с АО «АРЭК» и стал участником программы подготовки специалистов в 2002 году. За плечами были три курса университета, и он уже не сомневался в правильности выбранного им пути. А подписанный с такой крупной энергетической компанией договор давал надежду на будущее.
Производственную практику он проходил в родных Аршалах, откуда был родом и где жили его родители. А дома и стены помогают. Так что уже к концу пятого курса Андрей Волчков был зачислен в кадровый резервный список компании.
После окончания университета он вернулся домой, работал в Аршалынских РЭС сначала мастером, потом старшим мастером группы подстанций. А в 2012 году его назначили главным инженером районных электросетей.
Сегодня ему 32 года. Это состоявшийся специалист, так сказать, правая рука начальника. Теперь он сам обучает и наставляет молодых и неопытных ребят, решивших связать свою жизнь с энергетикой. И всегда с благодарностью вспоминает руководителей, начальников служб и простых специалистов АО «АРЭК» - всех, благодаря кому он стал тем, кем стал.
«Умный, требовательный, принципиальный, ответственный» - это все эпитеты, которыми начальник Аршалынских районных электросетей Виктор Соломко охарактеризовал главного инженера. Он и сам когда-то, будучи еще старшим мастером, учил юного студента Андрея Волчкова уму-разуму. А сегодня не без гордости говорит, что из этого парня получился хороший руководитель.
Александр ДОЛГОВ.
При содействии пресс-службы АО «АРЭК».
Источник: http://apgazeta.kz/2015/12/25/teoriya-bez-praktiki-bessilna/