Технологии на службе оперативному диспетчеру.В центральном диспетчерском пункте АО «АРЭК» появилась современная видео-стена из ЖК-дисплеев Planar Matrix.

Идти в ногу со временем сейчас очень непросто, но необходимо. Обилие представленных на рынке изобретений и новых технологий опережает потребность в них, не говоря уже о достаточности запланированных средств. Есть направления, которым невыгодно отставать от времени. Новации коснулись и нашего предприятия.

Наладку и монтаж оборудования проводили москвичи – специалисты российской компании  «Делайт-2000», специализирующейся на решениях, направленных на автоматизацию труда диспетчеров, на более полное восприятие ими выводимой информации и оперативное реагирование. В Казахстане компания работает от лица ТОО «Астана Телемет», в планах которого выйти на полную компьютеризацию всех диспетчерских пунктов по Астане и области.

Основные заказчики – это предприятия, деятельность которых, так или иначе, связана с риском для людей, опасные производства, требующие ежесекундного контроля и реагирования. Спектр применения видеостен огромен: их используют в нефтяной и газовой отрасли России – Газпромтрансгаз, Центральный диспетчерский пункт Санкт-Петербурга, ЛУКОЙЛ, Иркутские электрические сети, аппарат президента РФ, ГИБДД Москвы, а также на телевидении.

Что касается видеостены,  установленной в АО «АРЭК», то это большой экран из пятнадцати блоков диагональю 46’ дюймов, покрытых специальным защитным поликарбонатный слоем. Изображение выводится сразу на весь экран. Есть возможность установки специальных панелей, которые превратят их в сенсорные, также можно подключить динамики. Это живой оперативный щит для диспетчеров.

Технологии на службе оперативному диспетчеру.Наша редакция обратилась за комментариями к монтажникам этой чудо-аппаратуры и попросила старшего инженера Андрея Семочкина ответить на несколько наших вопросов.

– Каково это – работать в ногу со временем, раньше всех знакомиться с новыми технологиями?

– Я бы сказал, с новейшими. Это замечательно! Мы являемся официальным представителями компании, которая занимается разработкой и производством этих систем. Как только у них появляется что-то новое, мы имеем возможность предлагать все новинки своим клиентам. Крупные  компании охотно поддерживают инновации. От Владивостока до Калининграда – наши технологии представлены по всей России. Это более двадцати объектов в год, в которых я принимаю участие.  Таких специалистов, как я – еще трое. Итого получается чуть меньше сотни проектов в год. Мы ведь занимаемся не только экранами, но и средствами автоматизации. Видеоэкраны – это только часть комплекса, которому сопутствует полное программное обеспечение, телемеханика, стыковка для автоматизации процессов.

– Что дает диспетчеру такой комплекс?

– То, что тут они видят сейчас на старой схеме, это грубо говоря, мертвая схема. Используя же видеостену, можно полностью автоматизировать труд диспетчера. Допустим, в газовых отраслях – он видит скачки давления в трубопроводе, нажатием кнопки мышкой диспетчер отрегулировал значение и, где-то там за сто километров, автоматически приоткрылась задвижка в трубопроводе, давление нормализовалось. Тут полностью программируется вся система сразу.

– А у нас такое возможно – управлять распределительными сетями с одного диспетчерского пункта?

– Конечно. Видеостена – это предпосылки, это только начало.

– Где еще в Казахстане есть такое оборудование?

– В АО «Городские электрические сети» и АО «КазТрансОйл». Вы просто на пике прогресса. Эта система совсем новая, ей еще трех лет нет. На комплекс мы даем гарантию два года (экран и контроллер экрана). Срок службы, запланированный производителем – пять лет. Но поскольку технологии молодые и постоянно обновляются, оно может и десять лет отработать и даже больше.

– За все время работы в разных компаниях вы, наверняка, составили свое мнение о работе оперативного диспетчера. Кто они, по-вашему?

– Диспетчер – это сотрудник, который работает каждую секунду, он не может не работать. Он понимает, что от него зависит все. Это самый опытный специалист на предприятии.

– Как Вам коллектив АО «АРЭК»?

– Коллектив прекрасный! Я очень рад. Очень помогли: все, что мне было необходимо, появлялось оперативно. Приятно с вами работать. Мы уложились за неделю, хоть работы было много.

– Кто будет обслуживать новое оборудование?

– Специалисты службы вычислительной техники и программного обеспечения. Ребята уже вчера живо приступили к изучению всех возможностей экрана. Пытались подать старый сигнал, у них получилось, правда, программа ваша устаревшая. Радостно, что работы у вас ведутся, люди развиваются.

– Как вы думаете, как будут развиваться в Казахстане подобные нововведения?

– Только при должной государственной поддержке и финансировании. Ведь это большие деньги. Точную цифру  я не могу назвать, но это технологии, это прогресс. Они должны стоить дорого. Если сравнивать, то это как аналоговая техника 50-х годов прошлого века и современные космические технологии.

– Андрей, делу время, потехе – час. Вы Астану успели посмотреть?

– В этот раз – нет, но я был раньше в Казахстане, знаком немного. Есть еще один день на подписание бумаг, надеюсь, за это время успею посмотреть Астану. Лично я влюблен в Казахстан – прекрасное место! Природа, рассвет в степи… Это потрясающе!

– Спасибо Вам за время и общение. Удачи и приезжайте к нам еще.

– Спасибо. И вам удачи. Желаю дальнейшего развития вашим предприятиям.

Отдел по связям с общественностью

АО «АРЭК»